ворон-001-cd : КАБАРГА "Старая Тропа" - рецензии, мнения: ворон-002-cd : РУНА "Окружающее Нас" - рецензии, мнения: ворон-003-cd : РУНА "Славянокельтика" - рецензии, мнения: ворон-004-cd : SOM "Ethno Doom" - рецензии, мнения: ворон-005-cd : КНИГА "Том 1 : Буття та Iстини" - рецензии, мнения: ворон-006-cd : TOMO "Tozno Vreme, Boj Krvavi" - рецензии, мнения: ворон-007-cd : V/A "НОВЫЙ РАССВЕТ" №1 - рецензии, мнения: ворон-008-cd : RAUD-ANTS "Karjasepoli" - рецензии, мнения: ворон-009-cd : AAMUNKAJO "Unen Paattyessa" - рецензии, мнения: Кабарга "Старая Тропа" Metal Art `zine #3, 2007. Инструментальный folk dark power metal - загадочное определение стиля и не менее загадочная музыка молодого украинского проекта, выпущенного днепропетровским мини-лейблом "Боянов Гимн". Один из немногих случаев, когда я не могу подобрать явных аналогий к материалу. И не менее редкое явление, когда за степень оригинальности и своеобразия самого материала могу простить команде почти все недостатки его реализации. Ритм-партии здесь действительно более всего напоминают ужесточенный хэви-пауэр, иногда с почти блэклвыми ускорениями. Причем, основная часть претензий по качеству отходит именно этой составляющей: не хватает риффам ни мощи, ни разнообразия, и барабаны звучат слабо. Но зато мелодии… Красивейшие гитарные соло с ощутимым фольклорным оттенком, эпический симфонизм клавишных, иногда чуть ли не вразрез всему остальному рассказывающих какую-то свою историю - сказочную, полузабытую и при этом неуловимо знакомую. Да, это словно саундтрек к старинной детской сказке, сквозь образы которой просвечивают жестокость и мрак уже взрослой жизни… Язычество КАБАРГИ наполнено не теориями и мыслями, а, скорее, образами, мелодиями, отголосками забытого голоса Крови. Где-то наивно, где-то недоработано технически и музыкально - но все же этой музыке веришь, а это сейчас большая редкость. Любителям Славянского фолк-металла - непременно найти этот альбом и в дальнейшем постараться не упускать команду из виду. / www.metal-art.ru Guardian. 7,7 / 10 Casusbelli `e-zine, сентябрь 2007. ... Первый релиз лейбла «Боянов Гимн » выполнен на хорошем уровне. Симпатичный slim-box для DVD обладает качественной обложкой и четырёхстраничной вкладкой. Рисунок на болванке нанесён добротно. По всему видно, что издатель графическими пакетами владеет достойно. Заявленный же лейблом стиль релиза внушает смешанные чувства опасения и любопытства. Ещё бы, к определению «инструментальный folk dark power metal» остаётся добавить только progressive, чтобы зажмуриться и бежать куда-нибудь в лес, подальше от подобной музыки (можно бежать в Восточную Сибирь, к мелким оленькам). Вот так, со страхом, который любопытство и долг перед читателями всё же пересилили, я нажал на воспроизведение… Шесть участников действительно создали колоритный музыкальный замес – чуть того, щепотку сего и покрошить сверху басухой. Первый трек очень сильно выбивается из общего настроения – эдакий квази-darwave, напомнивший чем-то чириканье группы Dvar. Всё остальное же было приятным, в общем-то, саундтреком к какому-нибудь визуальному ряду по выбору слушателя. Довольно грамотные клавишные и гитары, неплохие аранжировки и местами псевдоготическая атмосфера отторжения не вызвали. Зато отторжение вызвали просто зверские щелчки на записи, причём я не смог понять ошибки ли это сведения или огрехи ещё каких-то технических процессов. Щелчки просто есть и напоминают они хруст иглы проигрывателя виниловых пластинок. А запись при этом неплоха, так что все эти дефекты на её фоне становятся возмутительно наглым явлением. ... В составе группы есть три вокалиста, которые оказались в записи не задействованы, а задействовать бы стоило. Тогда, быть может, стала бы понятной изначальная идея этого альбома и проекта. Пока же КАБАРГА тянет не более чем на демо, которое, впрочем, показывает определённый потенциал группы. Вот расставят акценты поточнее, запоют, да запишутся получше – глядишь и успех придёт, и не придётся их вписывать в Красную Книгу, как выбранный ими тотем. / www.casusbelli.narod.ru Paganshikoff. 5 / 10 Terroraiser `zine #31, 2007. Диск издан в cdr формате, но очень качественно, и оформлен довольно-таки оригинально. По музыке мы вопреки ожиданиям имеем скорее прогрессив-металл с фолк-элементами. Не самая роскошная студия дала неожиданно интересный эффект - далекий от мировых стандартов саунд именно в данном случае привнес необходимый колорит, так что довольно нестандартная музыка вместе с не менее непривычным звуком слушаются довольно органично. На этом своеобразие не заканчивается - несмотря на заглавия трэков, позволяющие предположить, что группа проповедует языческие ценности., текстов я не услышал - только редкий скриминг и женское сопрано где то на бэк граунде. Это ещё одно "достоинство" студии, или творческая находка самих музыкантов - использовать столь скупо голосовые органы - мне не известно. Но вряд ли получилось удачно - ведь для этого творчества слово значит как минимум не меньше музыки… / terroraiser@ukr.net Thrashmentor. 6 / 10 AR (Оберег`zine), февраль 2008. На моей памяти это первая folk pagan metal группа, решившаяся представить инструментальный альбом, звучащий необычно, странно, красиво, местами "недоделанно", но все же оригинально. Впрочем, в интро "На Лысой горе" можно услышать и человеческие голоса, подражающие звукам живой природы, что придает данной композиции нелепо "мультипликационный" характер. Выбор звуков в очень удачных (с композиционной точки зрения моментах) удручает. Ощущение, что у клавишника либо очень древний инструмент с ограниченным набором звуков, либо у музыканта присутствует дикое желание продемонстрировать уважение "трюшному" MIDI-шному звуку, до боли знакомому по бурзумовскому "Daudu Baldrs". Нисколько не сомневаюсь в искренности музыкантов, а также их разносторонних музыкальных пристрастиях к арт-року, электронной и тяжелой музыке во всех ее проявлениях, однако не стоит пользоваться изобретенными кем-то штампами, особенно с таким богатым воображением. При наличии интересных текстов, а не эпизодического бессловесного женского вокала ("Жизнь старого леса") и более сильной ритм-секции можно было бы сказать, что в Украине появился достойный конкурент испанцам MAGO DE OZ. Однако, пока это только мои мечты, хотя не такие уж и неосуществимые, даже если группа и не станет писать тексты... / ar14@mail.ru AR. 7 / 10 Руна "Окружающее Нас" А. Банах (первый слушатель) Очень понравилось, слушаю по утрам для позитивного настроя на весь день. Музыка из разряда Лихолесья, раннего Munruthel'я и фолк-эмбиентных работ Варггота - но светлая, что нечасто встретишь в наше время. Редкое сочетание таланта и качественной реализации музыкального материала. Отдельно хочется сказать об оформлении издания - трудно сказать, почему, но очень впечатлило. А. Банах, лидер группы "Гардарика". Casusbelli, e-zine, март 2008. В моих руках второй релиз украинского значка «Боянов гим», позиционируемый не иначе как «первоклассный epic ambient / dark folk». Такая диспозиция просто вынуждает сравнить представленный образец с типичными представителями вида. Только вот я глубоко и неискоренимо убеждён, что dark folk достойный называться dark folk’ом делают немцы, так что в этом смысле буду ужасающе субъективен. И так вступление. Первое, что пришло на ум – проект «Коло». Те же эксперименты с электронными битами и заигрывания с трансовыми шумами. Помнится, ковырял я когда-то на предмет звукоизвлечения софтину Techno 4, так вот там похожие завывания в семплах были. Однако биты не получили широкого развития и большинство мелодий остались всё же более характерными для ярлыка «ambient». В мелодиях РУНЫ очень много природного, не смотря даже на заметную искусственность звуков. Мне озвучили соображение, что это некий сборник мелодий для мобильника, но я позволю согласиться с подобным определением лишь в малой толике его технической составляющей. На самом деле РУНА не сильно отличается от того, что делал Север на альбоме «Извечное коловращение». Похожие приёмы в создании атмосферы; скорее всего, похожие бюджетные синтезаторы японского производителя. Но, минимальными средствами автор РУНЫ добивается нужного эффекта, взять хотя бы композицию «Ночной лес». Потрясающая напряжённость ведущей мелодии и аранжировок – это стоит послушать! Приятной особенностью альбома является его кажущаяся простота, на деле скрывающая множество звуковых нюансов и деталей. При написании музыки автор РУНЫ использовал реконструированные славянские мелодии XI века, что может остаться незамеченным слушателем, испорченными попсовыми псевдоаутентичными мотивами, столь милыми всяким властительницам «золотых колец», прочим кадышевым и даже многим пэган-группам. Эти мелодии есть, они вживлены в тело композиций, они создают незримую, но осязаемую атмосферу дремучести и древности, не смотря даже на сугубо техногенное их переложение. Электронные биты вновь появляются в середине альбома, разбавляют общую плавность музыкального повествования, растворяются в действительно прекрасной мелодии флейты композиции «Осень», а своего апогея достигают в заключительном треке, балансирующем на грани dark wave. В итоге у меня остались исключительно положительные впечатления от диска, но, что характерно, сформировавшиеся не сразу, а после многократного, вдумчивого прослушивания в спокойной обстановке. По хорошей традиции на болванке присутствует видеоклип, стилизованный под черно-белую плёнку, который, если сравнивать с известными мне роликами в сходной стилистике, смотрится весьма недурственно. Отдельно стоит отметить оформление, вновь выполненное главой издающего лейбла на высочайшем уровне. Такой релиз приятно держать в руках, и он не теряет эстетической ценности, не смотря даже на то, что является простым Pro CD-R. Теперь пару слов о том, чего на альбоме нет. Нет на альбоме dark folk’a. Нет Orplid, нет Sol Invictus, нет Fire+Ice. Нет на альбоме и какой-то особой эпичности, хотя может быть я понимаю эпичность в образе Lord Wind, и поэтому мне трудно узреть её в иной форме. / www.cbelli.org Paganshikoff, 6 / 10 Barbarian Tears, e-zine, март 2008. Альбом "Окружающее Нас" представляет нашему суду, по собственному определению значка и автора (Кирилл Баталов, его портрет, не...о напомнивший богоизбранного Нео из кина про матрицу, мы можем лицезреть в буклете) ничто иное, как "9 композиций epic ambient/dark folk". Не знаю, может статься, что я в свое время зазря свел знакомство с Dies Natalis, Nest и Sol Invictus, и оттого по части dark folk'а у меня сложилось какое-то неадекватное представление, но его я тут не выслушал абсолютно, поскольку наличие сэмплов реконструированных мелодий 11 века (за что в буклете имеется thanks какому-то музею) ни разу не делает такую музыку дарк-фолком. Что касается epic ambient, то тут без вопросов - насколько, впрочем, бюджетные батоны могут звучать эпично. Контент диска, несмотря на ряд шероховатостей (да и наличия в этой части вещественного мира такого гранда, как Munruthel, ставящий своим проектом Коло достаточно хамский вопрос - а зачем, собственно, вообще делать ЕЩЕ такую музыку, если заданная им планка в принципе недостижима?) оказался достаточно приятным. Лаконичные, не напрягающие мелодии, содержащие порой даже больше трех нот, не самые изысканные, но и не зачаточные аранжировки, грамотно подобранные тембры - хоть и несущие ярко выраженный "синтетический" оттенок, однако же в должной мере передающие атмосферу. Имеются неизменные сэмплы волчьего воя, дождя и иные звуки природного характера. В паре мест легкую (как это принято говорить - "релаксационную") музыку задвигает в сторону чуть ли не танцевальный дарквэйвовский ритм, а в композиции "Ночной Лес" меня отдельно порадовало по правде эпичное развитие основной музыкальной темы с использованием сэмплированных барабанных томов и, если не ошибаюсь, тимпанов. Отсутствие вокала я запишу скорее в плюсы альбома, чем в перечень его недостатков. К последним же без раздумий отнесу "пластмассовую" distotion guitar из шестого трека и – ничего не попишешь - все ту же "бюджетность" продукта на выходе. Впрочем, не доведись мне совсем недавно заслушать Коло (равно как и достаточно давно - "Ориянские Сказания"), ситуация могла бы видеться и в другом свете. Полагаю, что спустя релиз-другой Руна без проблем сможет выйти на уровень продуктов лихолешего Севера – благо, тот уровень не заоблачно высок. А требовать от дебюта слишком многого тоже не совсем правильно - ведь даже человек, о котором тут было сказано, пожалуй, слишком много для рецензии, не посвященной его творчеству, тоже в свое время начинал с ничем не примечательного Silentium. Окромя музыки, на диске также присутствует видеоклип на композицию "Замершее Время" двух с половиной минут длительности. В течение этих минут нам предлагают занять себя созерцанием унылых ландшафтов средней полосы нашей (или не нашей - тут сложно понять) Родины, которые заключены в цифровую имитацию старой черно-белой кинопленки, усыпанной крупным зерном и обладающей гипнотически перемещающейся видимой областью кадра. Смене же картинки верой и правдой служат незамысловатые спецеффекты, присутствующие в ограниченном наборе, а потому и повторяются с такой-то периодичностью. Невооруженным глазом, что во время работы над клипом автора серьезно вштырили видео Burzum и Vinterriket, но, если все-таки называть вещи своими именами, то продукт Кирилла получается на пару порядков бесполезнее. Ну да опыт - дело, наживное, а элиты - уж кто бы спорил - ее много и не бывает. В целом же отторжения видеоряд не вызывает, а если учесть небольшое время, затраченное для его просмотра, то вроде бы даже и совсем ништяк. К очевидным достоинствам диска стоит отнести его оформление. Оно-то, конечно, ежу понятно, что "фотошопскому" коллажу и использованию векторных кистей можно без особых проблем научиться в интернете, но вся штука в том, что очень немногие применяют знания ломанного софта где-то еще, кроме штамповки никому даром не сдавшихся wallpaper'ов, так что графический дизайн такого уровня на cd-r'e я всячески приветствую. Гарно! P.S. Для того, чтобы получить удовольствие от диска в той мере, в которой он вообще способен его предоставить, рекомендую слушать его громко и помимо прослушивания ничем больше не заниматься. Если поставить в качестве бэкграунда, то музыка легко "проскальзывает" мимо ушей и абсолютно не запоминается. А так нарисовать тут «зачет» или четверку по пятибалльной шкале можно будет не особенно покривив душой. P.P.S. Диск любезно предоставлен лейблом Боянов Гимн, за что им и спасибо. / www.geocities.com/viking_metal/rus/in_rus.htm Review by Heid, 4 / 5 Infinite Fog Productions Альбом записан без голосов, заполнен мелодиями, звуками природы и в этом прекрасен! Аннотация релиза. Стрелы Перуна Productions Украинский проект, творящий на стыке мягкой обволакивающе-экспериментальной электроники и фольклорных мотивов. Помимо искусственных, запрограммированных звуков автор использует полевые записи природных ландшафтов и реконструированные мелодии XI века, исполненные на сопели. Аннотация релиза. Руна "Cлавянокельтика" Некто Zni4 для Casusbelli, e-zine, май 2008. Вот начитался я на страницах CasusBelli об этом проекте, восхитился слогом мощным и глаголом гневным:) гера Паганщикова и взял и заказал второй альбом. Первый, главный, основной и «ваще офигеть» какой минус – «с хера ли стенки баньки на полу»? – или говоря по человечески, почему сей диск воспроизводиться только недрами моего ПК? А вот ни мой музыкальный центр, ни автомагнитола друга его не определяют? Интересно, может это конечно баг только моего экземпляра? Далее похвалю за оформление. Товарищ Ворон явно не зря свой хлеб ест. Диск оформлен действительно красиво, приятно держать в руках и смотреть. В оформлении использован фрагмент «Слова о полку Игореве» и какого-то средневекового латинского текста. Ну, впрочем, оно и понятно, от кельтов письменных источников то не осталось. Музыка красива и не напряжена, прекрасно идет в качестве фона при домашней работе, написании диплома и прогулок по лесу. Вот только, да простит меня автор, ничего кельтского и тем более славянского в этой музыке услышано мной не было.… Вообще ничего. Названия треков типа «Дане» и «На далеких лугах» не несут ни какого этнического колорита, как бы мне этого ни хотелось. Впрочем, именно трек «На далеких лугах» я бы выделил как максимально приближенный к заявленной концепции творческого самовыражения и единственный более-менее фольклорный. Тем же, на мой взгляд, страдал и Север на первом своем альбоме, а Руна продолжает страдать на втором. Мне казалось, что синтезаторное народничество осталось в прошлом. Ан нет же! Все время интересовало, почему люди, претендующие на приставку фолк к ambient составляющей творчества не могут освоить хотя бы варган или свист на бересте? Нет времени или нет желания учиться? Повторяю, если бы не акцентирование внимания на том, что это именно эпический славяно-кельтский эмбиент, работа бы воспринималась на порядок лучше. Не спасают даже семплы волынок. Та же Лорена Макеннитт, обходясь в своем творчестве почти без волынок, звучит гораздо более «почвенне, и кельтичнее», как сказал один мой товарищ. На выходе мы имеем красивый и меланхоличный ambient совершенно вневременной и внеэтнический, и как мне кажется, так он воспринимается более красиво и правильно. За сим все. Пусть каждый услышит этот альбом, откроет что-то своё. Может и вправду кельтское и славянское, что проскочило мимо моих ушей. / www.cbelli.org Zni4 Infinite Fog Productions Красивый, легкий, выразительный и мелодичный альбом. Для создания необходимой атмосферы используется умеренное этническое количество. Музыка не пресыщена славянскими или кельтскими с мелодиями, они гармонично сплетаются дополняя друг друга... Аннотация релиза. Стрелы Перуна Productions Второй альбом. Как явствует из названия альбома – в музыке, помимо славянских мелодий, появились и кельтские. Но основа альбома – мягкие неоклассические пассажи и ритмичный «бит». Аннотация релиза. S.O.M. "Ethno Doom" Casusbelli, e-zine, август 2008. Издательство «Боянов гимн» продолжает удивлять слушателей интересными и самобытными релизами малоизвестных молодых групп. Очередными подопечными лейбла стал хорватский проект S.o.M. со своим демо-альбомом “Ethno Doom”. Столь говорящее название не оставляет сомнения в стилистической направленности музыки хорватов. Действительно, это doom – гнетущий и медленный, и в нём действительно много ethno-элементов. Этот проект появился на свет в 2005 году в Загребе как one-man band с целью исполнения народных хорватских песен в отличном от традиционного ключе. Учитывая специфичность музыки S.o.M. и её некоторое родство с творческим подходом наших соотечественников Во Скорбях, свой дальнейший анализ S.o.M. я построю на сравнении с рыбинцами. И так, начну с музыки. Хорваты в звуке ориентируются на грандов типа Cathedral и Esoteric, с заметной ролью бас-гитары и холодной, отстранённой электрухой, которая то эпизодически вступает в припевах, то нагнетает тоски в проигрышах. Причём гитарка-то почти Норвегия 90-х! А иногда ей даже дают протяжный соляк исполнить! Вообщем, S.o.M. не менее гнетущие и в тоскливости и мрачности идут с Во Скорбях наравне. Немного расстраивает отсутствие народных инструментов, но и без них музыканты вполне неплохо передают народные мелодии. Текстовая сторона является главным отличием хорватов – народные и собственные тексты если и объединены единой концепцией, то уж точно не похоронной. Хотя конечно на альбоме есть песня «Один на свете» (в оригинале «Sirota sam»), но её явно не достаточно для раскрытия погребальной тематики. Вокальные партии у S.o.M менее разнообразны как исполнению, так и по изобразительным средствам. Присутствует ведущий женский голос, который слегка отодвинут на задний план, что создаёт атмосферу необъятности пространства. Мужской гроулинг появляется много реже, чему у их отечественных коллег. При этом рык в исполнении Томо Сомболак содержит больше высоких металлических звуков и не столь внушителен как у Яромира, но всё же идеально подходящий к музыке! Помимо гроула Томо поёт чистым голосом, хотя эти моменты по звуковому диапазону больше похожи на исполнение колыбельной. Качество записи, думаю, нет смысла сравнивать - тут хорваты проигрывают безоговорочно. Но в целом звучание диска вполне сносно, особенно для демо-записи. Однако общее впечатление от диска исключительно положительное! / www.cbelli.org Paganshikoff, 7,5 / 10 (ENG VERSION) Darkside, e-zine, ноябрь 2008. S.o.M. делают то, на что в России патентными правами обладают ВО СКОРБЯХ. То есть, комбинируют аутентичную народную музыку своего края, в данном случае Меджимурья, что находится на севере Хорватии, с мрачным и предельно тяжелым дум-металлическим стаффом, ощутимо близким к funeral. Масса давящих, вязких риффов по мысли создателей проекта должна создавать у слушателя ощущение страха «до мурашек по коже», а нежный женский голос, выводящий фольклорные мелодии, пробиваться сквозь эту безнадежную атмосферу «лучом света в темном царстве», на контрасте рождая светлые и оптимистичные чувства. Не случайно, в буклете напротив имени Леи Джидо стоит «вокал & оптимизм». Но так было задумано. На деле же руладам певицы рассеять мглу, навеянную четырьмя мрачными мужами не по силам. Уж больно тяжким грузом обрушивается на плечи слушателей стафф, предложенный хорватами. Тягучие риффы буквально вгрызаются в сознание, придавливают к земле, расплющивают бетонной плитой – можете добавлять любые эпитеты. Порой музыка приобретает даже какой-то психоделичный оттенок, становясь похожей на ESOTERIC, и гулкий, низкий рык седовласого вокалиста и лидера группы Томо Сомбалака, удивительно похожего на Шона Коннери в роли Рамиреса, не оставляет несчастной девушке никаких надежд. Ну разве что лишний раз оплакать судьбу несчастных влюбленных или бедного сиротинушки (ЗЬНИЧ с одноименной песней и то оставлял больше надежд). При этом, песни на альбоме скомпонованы таким образом, что собственные композиции «СЫНОВЕЙ» чередуются с народными, но атмосфера практически не меняется, разве что «светлый луч» в лице Леи практически не допускается в авторские опусы. Так что, шансов на благополучный исход нет никаких. Грусть-тоска, скорбь вселенская и горе-горькое будут торжествовать весь тот бесконечный час с четвертью, что длится альбом. Медленно, неотвратимо и фатально рок надвинется на вас, и останется только смириться со своей судьбой под звуки похоронного оркестра из хорватской глубинки. Это уж точно не оркестр Эмира Кустурицы, что играет на свадьбах и похоронах. Здесь никаких праздников, так что вообще возникают сомнения, а умеют ли в Меджимурье люди радоваться хоть чему-либо. Ну а если добавить к этому, что записанный в домашних условиях звук S.o.M. выглядит поистине первобытно и чуть ли не хтонично в своей грубости и необработанности, то и вправду никакой надежды не останется: только топиться в той самой Муре, что так воспевают хорваты. К тому же, материал, представленный на диске, выпущенном украинским мини-лейблом «Боянов Гимн» в виде CD-R-Pro, был записан в разное время и не особо приведен к общему знаменателю. Вещи из одноименного альбому демо (“Grad Se Beli”, “Mura, Mura”, “Sirota Sam” и “Vuprem O?i”) звучат более-менее гладко, остальные же - в совсем уж «подземном» качестве, где скорее музыку можно угадать, нежели услышать. Но нагнетаемой группой атмосфере это только идет на пользу. Те самые «мурашки по коже», может быть и не пробегают, но что-то близкое к ним от этих звуков появляется… / www.darkside.ru Oldman, 6 / 10 TOMO "Tozno Vreme, Boj Krvavi"
Darkside, e-zine, январь 2009. Сольный проект импозантного вокалиста/гитариста хорватских этно-думстеров S.o.M. отличается от его основной группы не так кардинально, как можно было ожидать, учитывая, что здесь Томо Сомболак играет дарк-фольк без каких-либо «металлических» наслоений. И тем не менее, если вы попробуете послушать два альбома с его участием один за другим, то в первый момент и не заметите особой разницы. Только будьте осторожны: обе пластинки имеют продолжительность более семидесяти минут! Да, на «Tozno Vreme, Boj Krvavi» вы не услышите дум-металлических риффов и дэтового гроула, почти отсутствует дисторшированная гитара, а женский голос появляется лишь в качестве бэк-вокала да и то всего в паре треков в начале альбома (интро и заглавная). Но атмосфера та же самая: протяжные тоскливые песни, основанные на народном творчестве, погружают слушателя в беспросветный мрак и отчаяние, безнадежность и фатализм. Томо накладывает на фольклорную основу приемы, свойственные дарк-эмбиент, индастриалу и даже drone, превращая народные песни времен Первой мировой войны в темно-атмосферные треки, способные вогнать слушателя в состояние полной прострации, а затем затянуть внутрь себя и оставить наедине с призрачными образами, пришедшими из глубины прошлого. Этнические балканские мотивы в интерпретации Томо превращаются в причудливые исторические картины, в которых, такое впечатление, места счастью и радости просто не было. Впрочем, если посмотреть на бесконечную вереницу войн и усобиц проносившуюся через эти земли с самых древних времен вплоть до нашего времени, то можно удивиться тому, что кто-то там еще выжил и способен петь. При том, что внешне Томо в свои 46 лет оставляет впечатление неисправимого оптимиста (или желает таким казаться), в его музыке места для этого чувства просто не остается. В лучшем случае, она может выглядеть отрешенно-меланхоличной (“Dremle mi se dremle”), но по большей части – тягостной и горестной, как судьба солдат, уходящих на фронт… Синтезаторы сгущают атмосферу, нечастые гитарные соло кажутся сгустками тумана в ней, ударные (когда они есть) - словно стук маятника часов, отсчитывающего последние минуты жизни, а ровный вокал Томо на этом фоне подобен голосу дьячка, читающего заупокойную молитву – таков основной музыкальный фон альбома. Но порой музыка приобретает совсем уж причудливые формы: в “200 Godina” мы слышим, например, горловое пение на фоне индустриальных шумов, а “Zbogom, Zbogom Medjimurje” вообще представляет из себя нечто нойз-эмбиентное с потусторонним демоническим урчанием вокалиста, раздающимся словно из самой Бездны на фоне дронового гула и монотонной синтетической мелодии. Узнать в этой композиции ее фольклорную первооснову вряд ли смогут даже знатоки хорватского фольклора. В-общем, не ходите, дети, на Балканы гулять, особенно, когда там воюют. Хотя… Когда все закончится, все мертвые будут похоронены, а все враги повешены, можно и рюмочку сливовицы выпить под хорошую застольную песню: финальная “Tiho plovi zitarica ladja”, исполненная Томо a capella, подводит итог этому неоднозначному и тяжелому во всех смыслах этого слова альбому… Ах нет, есть еще бонус: электронный EBM с хард-коровым танцевальным битом и жесткими лупами – но это уже совсем другая песня. / www.darkside.ru Oldman, 7 / 10 |
||
дизайн © ворон, 2006-2009 |